Brief information about the preservation of fresh fruits and berries

Different ways of preserving fresh fruit

For the preparation of semi-finished fruit and berry puree in fruit ripening period last season was used directly in the fresh form, or they prepare them for future use by canning.

At the canning fruits aim is:

  1. slow enzymatic processes in living tissue of fruit, ie processes of post-harvest ripening, breathing..;
  2. exclude the possibility of the development of microorganisms present on the surface of fruit or made into fabric, or paralyze their livelihoods.

Currently used methods of preserving fruit are very diverse and their selection depends on the destination of canned fruit on the terms of their storage and further processing

You can specify the following principal methods for industrial canning fruits:

a) heat sterilization in hermetically sealed containers;

b) cold storage (psihroanabioz) and freezing (krioanabioz);

c) the chemical preservation (using various chemical agents or antibiotics);

g) drying the fruit (kseroanabioz);

d) cold preservation using ionizing radiation or ultrasound.

In the confectionery industry, the most prevalent chemical preservation of fresh fruit and berries, in particular, conservation of sulfurous acid. Confectionery Ukrainian enterprises use significant amounts sulfited fruits, especially apples, which are processed in the applesauce for cooking marmalade, marshmallow, fruit and berry candy shells and fillings.

Action sulphurous acid and its salts in fruits

The action of sulphurous acid on fresh fruits basically boils down to this.

In certain concentrations it inaktiviziruet oxidative enzymes of plant tissue and suppresses the last breath in this way contributing to an increase in "keeping quality" fruit. Concurrently S02 stabilized vitamin C fruits, inhibiting enzymes, ascorbic acid oxidation catalysts.

The sulphurous acid acts as a powerful antiseptic; it hinders the development of microbiological spoilage of fruits or suspend the already started process of such damage. Especially strongly it affects the mold microorganisms. concentration S02Necessary for the preservation of fruit ranges from up to 0,025 0,15%.

Processing of fruits and berries sulfurous acid prevents them from browning. Available data indicate that the sulfurous acid damage oksigeiazu fruit, but it does not affect the peroxidase and tannins. According to others S02 restores the hydrogen peroxide present in the fruit and contributes to their browning.

In response to the yellow and green pigments of fruits, sulfurous acid converts them into leuco that restore their color after removing S02.

Sulfurous acid is reacted with sugars of the fruit. Connecting with aldehydes and ketones, sulphurous acid forms oksisulfogruppu:14.1

Accordingly, the reaction with glucose is obtained glyukozosernistaya acid:14.4

Since fructose is obtained fruktozosernistaya acid:

14.3

In the sugar and sulfurous acid there is a state of unstable equilibrium14.2

Sugar-sulfur compounds are inactive in the sense of their preserving action, but they split easily when heated, especially in the presence of acids (and bases).

Among other organic matter, which is capable of reacting sulfurous acid, a number of authors called cellulose. It is possible that some other organic substances (tannin, protein), also linked sulfurous acid.

Remaining in the fruit in the form of the free sulphurous acid (as well as a significant portion of related sulfurous acid) is removed by heat. This is the basis desulfitatsiya, t. E. The liberation of sulfurous acid fruits at the end of the period of storage.

Changes in pectin substances under the influence of sulphurous acid and its effect on the enzymes pectin fruits (especially apples) were studied in detail in recent Samson [8]. It was found that the concentration of sulfurous acid, necessary for preserving apples (up to 0,1%) does not suspend the enzymatic digestion of pectin. During storage sulfited apples at the indicated concentrations S02 there is a gradual destruction of the pectins and the deterioration of the ability studneobrazuyuschey apples.

Cleavage of pectin in apples during storage sulfitirovainyh affects appearance in softening their texture is primarily the result of vital activity of pectolytic enzymes. To stop the action of enzymes that cause demethylation of pectin requires concentration not less than 0,2% S02And to inactivate polygalacturonase (an enzyme catalyzing the depolymerization of the pectin molecules) concentration needed 0,4% S02.

Since these concentrations greatly exceed the concentrations S02Commonly used for canning fruits, then sulfitation fresh fruits and berries should be recognized as an imperfect method of preparation of raw materials for the confectionery industry. More perfect in this sense is the method of processing fruit in the form of puree. However, due to the seasonal nature of fruit production and the availability of fresh fruits sulfitation method is widely used in the fruit processing industry, including the confectionery enterprises.

Technique sulfitation fruit

And depending on how the fruits sulfitation distinguish "dry" and "wet" sulfitation.

In the first case, whole or sliced ​​(halves, slices) fruits are treated with sulfur dioxide, obtained directly - by feeding sulfur on the air or from cylinders supplied with chemical plants with sulfur dioxide in purified and liquefied form. This is the so-called fumigation method.

In the second case, use an aqueous solution of sulfurous acid, which pour fresh fruits (wet sulfitation).

Sulfitation most fruits, especially apples, and can be performed the other way.

When harvesting apples for confectioneries often practiced their fumigation, which is a convenient means of preserving fruit aphids collected in the deep areas, i de often required urgent measures to save the fruit to lock them to the place of processing.

Technique for fumigation of fruit is as follows. Sorted fruits are placed in crates placed on tiers or stacks in a gas-tight room. The latter are arranged brazier with sulfur. Sera for this purpose should be used purified, free from arsenic and other contaminants. Sulphur dioxide produced in the combustion of sulfur in an enclosed space, diffuse through the skin into the fruit. accumulation S02 the fruit occurs at different rates depending on the species, variety and state of maturity of fruit, concentration S02 in ambient air, the latter temperature. Hard fruits of saturated gas is slower than the soft. As the temperature increases the diffusion of sulfur dioxide in fruits is increased accordingly. The rational sulfitatsionnyh chambers are arranged for sulfur burning furnace outriggers set by the camera is connected to its particular channel, or apply special artificial furnace injection of combustion air required for sulfur. From these furnaces sulfide gas is directed into the chamber.

Simplification work with fumigation is achieved by using portable sulfitatsionnyh cameras instead of stationary. They are a canvas cloth impregnated with a gas-tight structure. These bunting closed stacks crates of apples (et al. Fruit), subject to fumigation. After fumigation the cloth is removed and used for the treatment of the next batch of fruit.

Some companies use a method of fumigation gas bottled fruit, is poured into the capacious underground reservoirs. Recent serve as chambers for fumigation and as repositories for the same fruit in fumigated condition.

Method wet sulfitation used advantageously in respect with delicate fruit pulp. These are mainly stone fruit (plums, apricots, dogwood) and summer berries: strawberries, raspberries. Significant quantities of apples as they prepare in this way. The latter consists in the fact that fresh fruits prepared in the appropriate manner (sorting, washing, cleaning from pedicels, branches, etc.) are placed in barrels up to 150 kg and filled with aqueous sulfuric acid solution. The amount of this solution was taken in such a way that the concentration of sulfur dioxide is from 0,1 0,15% up to the weight of the fruit and to shut fruit preservative solution completely.

An aqueous solution with a concentration of up to 4 6% S02 It can be obtained in finished form from chemical plants. Due to the fact that the transport of the weak solution is unprofitable, it is prepared for the most part in place. To prepare the working solution is saturated with cold water S02 from cylinders containing liquid 100% 502, to obtain the desired concentration. Saturation is conducted in the cold gradually as possible without gas losses. If you wish to obtain a working solution faster way B02 poured the liquid from the bottle into the water with the help of a special device-sulfitometra enabling to measure liquid S02 in precise volumetric amounts. Recent translated by the specific gravity of the liquid B02 on the weight of (specific gravity of the liquid S02 равен 1,38 20 при °).

Apples, apricots and peaches, they prepare by this method in the form of halves or slices. Apricots and peaches sulfitated with seeds and seedless.

Qualitative requirements sulfited fruits, content standards S02 sulfited for different types of fruits and berries, the weight ratio between fruit and solution regulated by GOST 3661-47 - 3671-47 sulfited on fruit and berries.

According to the statutes existing in Ukraine for sulfitation fruit and berry fruit and semi-finished products it is allowed to use, in addition to sulfurous acid, sulfite and sodium bisulfite (Na2SO3NaNSO3) And calcium sulfite Ca (HSO3)2 provided the perfect purity of these chemicals. These salts must be taken to sulfitation fruit or of fruit semi-finished products in such a way that the total amount S02 and the amount of bound sulfurous acid in the product does not exceed the standards prescribed for a visit.

In practice, some foreign countries for sulfitation of fruit preparations used drugs potassium or sodium metabisulfite (K2S2O5 and Na2S2O5), Which are commercially available in solid crystalline form. Their use should be carried out on the basis of the precise stoichiometric calculation in compliance with the conditions specified above for bisulfites. The downside is that their use is complicated by the necessity of the simultaneous addition of hydrochloric acid for the isolation of these S02 in free form.

Transportation and storage of fruits sulfited

When fumigation of apples (and other hard fruits) in the last boxes are often used as containers for storage and transportation of fumigated fruit. The major drawback in this case is the presence of leaks, which are associated with volatilization S02 and the loss of the product from flowing out of juice, released as a result of caking softened fruit. In view of the need to avoid a bookmark in crates fumigated fruit for long term storage and transportation. For this purpose, they should zatarivatsya hermetically sealed with the barrel.

The fruit, canned solution S02, Lay usually in barrels with capacity up to 200 l} where they can be transported and stored for a long time. To eliminate waste from flowing through the slits 802 solution from cells and wicking extractives fruit wood barrel coated inside with a thin layer of paraffin, or a special protective varnish.

If the confectionary factories processing sulphated fruits are located in the areas of the last billets, the stock can be stored in stationary tanks made of wood, iron, concrete and other material, equipped with hermetically sealed lids, hatches, etc. On the inner surface of such storage facilities be applied to the corresponding acid resistant coating of special smolok, ebonite, bakelite et al. pumping fruit with the solution feed them into production carried out by means of pumps or corrosion yn x mechanical devices.

Other methods of preserving fresh fruit and berries, used in the confectionery industry, it should be noted mainly way to harvesting watermelon and melon peel by salting. Cork gourds are used as raw materials for the production of candied fruits. For this purpose, special varieties of watermelon rind and melon purified from the outer peel, freed from the pulp and cut into slices. Crust placed in the barrel and this is filled with brine and concentration in such an amount that the content of NaCl in the crust was about 10-12%.

Some fruits and berries (strawberries, cherries, plums) they prepare by pouring fresh fruit alcohol. In this way, use the procurement of fruit for the upper grades of sweets.

The formulation adopted at the Moscow confectionery "Udarnitsa" factory for semi-finished products of this type, is composed as follows: 55 parts by weight of berries, 25 parts by weight of alcohol and 20 70% by weight of solution of sugar syrup. The introduction of sugar orphan provided to mitigate the taste of the semi-finished product.

Freezing fresh fruits also ensures the safety of their quality in terms of confectionery production requirements. However, this road way to the mass procurement and unsuitable for plants, since it is connected with the obligatory condition for the rapid defrosting of fruits and immediate processing after their receipt from the refrigerator.

Methods of preserving fresh fruit with ionizing radiation has not yet received the mass distribution.

Add a comment

Your e-mail will not be published. Required fields are marked *

Краткие сведения о консервировании свежих фруктов и ягод

Различные способы консервирования свежих плодов

Для приготовления полуфабриката фруктово-ягодного пюре в период сезона созревания плодов последние используют не­посредственно в свежем виде либо заготовляют их впрок путем консервирования.

При консервировании плодов ставится цель:

  1. замедлить ферментативные процессы в живой ткани пло­дов, т. е. процессы послеуборочного дозревания, дыхания;
  2. исключить возможность развития микроорганизмов, нахо­дящихся на поверхности плодов или попавших в ткань, или пара­лизовать их жизнедеятельность.

Применяемые в настоящее время методы консервирования плодов весьма разнообразны и выбор их зависит от назначения консервируемых плодов, от сроков их хранения и дальнейшей переработки

Можно указать на следующие главнейшие методы промыш­ленного консервирования плодов:

а) тепловая стерилизация в герметической таре;

б) холодное хранение (психроанабиоз) и замораживание (криоанабиоз);

в) химическое консервирование (с применением различных химических средств или антибиотиков);

г) сушка плодов (ксероанабиоз);

д) холодное консервирование с помощью ионизирующих излу­чений или ультразвука.

В кондитерской промышленности наиболее широко распрост­ранено химическое консервирование свежих фруктов и ягод и, в частности, консервирование сернистой кислотой. Кондитерские предприятия Украины используют значительные количества сульфитированных плодов, в частности яблок, которые перераба­тываются на яблочное пюре для приготовления мармеладов, пас­тилы, фруктово-ягодных корпусов конфет и начинок.

Действие сернистой кислоты и ее солей на плоды

Действие сернистой кислоты на свежие плоды в основном сводится к следующему.

В определенных концентрациях она инактивизирует окисли­тельные ферменты растительной ткани и подавляет дыхание пос­ледней, способствуя таким путем увеличению «лежкости» плодов. Одновременно с этим S02 стабилизирует витамин С плодов, уг­нетая ферменты-катализаторы окисления аскорбиновой кислоты.

Сернистая кислота действует как сильный антисептик; она препятствует развитию микробиологической порчи плодов или приостанавливает уже начавшийся процесс такой порчи. Особен­но сильно она действует на плесневые микроорганизмы. Концент­рация S02, необходимая для консервирования плодов, колеблет­ся в пределах от 0,025 до 0,15%.

Обработка фруктов и ягод сернистой кислотой предохраняет их от побурения. Имеющиеся данные показывают, что сернистая кислота повреждает оксигеиазу плодов, но она не влияет на пероксидазу и на дубильные вещества. По другим данным S02 вос­станавливает перекись водорода, присутствующую в плодах и способствующую их потемнению.

Реагируя с желтыми и зелеными пигментами плодов, серни­стая кислота переводит их в лейкосоединения, которые восста­навливают свою окраску после удаления S02.

Сернистая кислота химически взаимодействует с сахарами плодов. Соединяясь с альдегидами и кетонами, сернистая кисло­та образует оксисульфогруппу:14.1

Соответственно этому в результате реакции с глюкозой по­лучается глюкозосернистая кислота:14.4

С фруктозой получается фруктозосернистая кислота:

14.3

Между сахаром и сернистой кислотой существует состояние нестойкого равновесия14.2

Сахаро-сернистые соединения являются неактивными в смыс­ле их консервирующего действия, но они легко расщепляются при нагревании, в особенности, в присутствии кислот (и щелочей).

В числе других органических веществ, с которыми сернистая кислота способна реагировать, ряд авторов называют целлюло­зу. Возможно, что некоторые другие органические вещества (ду­бильные, белковые) также связывают сернистую кислоту.

Остающаяся в плодах в свободном виде сернистая кислота (а также значительная часть связанной сернистой кислоты) уда­ляется под действием нагревания. На этом основана десульфита­ция, т. е. освобождение плодов от сернистой кислоты по окон­чании периода их хранения.

Изменения пектиновых веществ под влиянием сернистой кис­лоты и ее действие на пектиновые ферменты плодов (в особенно­сти, яблок) были детально изучены в последнее время Самсоно­вой [8]. Установлено, что концентрация сернистой кислоты, необ­ходимая для консервирования яблок (до 0,1%) не приостанавли­вает ферментативного расщепления пектиновых веществ. В про­цессе хранения сульфитированных яблок при указанных кон­центрациях S02 происходит постепенное разрушение пектиновых веществ и ухудшение студнеобразующей способности яблок.

Расщепление пектиновых веществ в процессе хранения сульфитироваиных яблок, сказывающееся внешне в размягчении их консистенции, является по преимуществу следствием жизнедея­тельности пектолитических ферментов. Для прекращения действия ферментов, вызывающих деметилирование пектина, необхо­дима концентрация не менее 0,2% S02, а для инактивации полигалактуроназы (фермента, катализирующего деполимериза­цию пектиновой молекулы) необходима концентрация 0,4% S02.

Так как указанные концентрации значительно превышают концентрации S02, обычно применяемые для консервирования плодов, то сульфитацию свежих фруктов и ягод следует признать несовершенным методом заготовки этого сырья для кондитерской промышленности. Более совершенным в этом смысле является метод переработки плодов в виде пюре. Однако в связи с сезон­ным характером заготовки плодов и с доступностью метода суль­фитации свежих плодов он широко применяется в плодоперерабатывающей промышленности, в том числе на кондитерских пред­приятиях.

Техника сульфитации плодов

И зависимости от способа сульфитации плодов различают «сухую» и «влажную» сульфитацию.

В первом случае обрабатывают целые или резаные (половин­ки, ломтики) плоды двуокисью серы, полученной непосредственно — питанием серы на воздухе или из доставляемых химическими заводами баллонов с сернистым ангидридом в очищенном и сжи­женном виде. Это так называемый способ окуривания.

Во втором случае пользуются водным раствором сернистой кислоты, которым заливают свежие плоды (влажная сульфи­тация).

Сульфитацию большинства плодов, в частности яблок, мож­но производить тем и другим путем.

При заготовке яблок для кондитерских фабрик нередко практикуется их окуривание, которое представляет удобное средство тля консервирования плодов, собираемых в глубинных пунктах, і де часто требуются экстренные меры для сохранения плодов до шлюза их к месту переработки.

Техника работы по окуриванию плодов заключается в следу­ющем. Рассортированные плоды укладывают в решетчатые ящи­ки, размещенные на ярусах или штабелями в газонепроницаемом помещении. В последнем расставляют жаровни с серой. Сера для данной цели должна применяться очищенная, свободная от мышьяка и других вредных примесей. Сернистый газ, получае­мый в результате сжигания серы в закрытом помещении, диф­фундирует через кожицу внутрь плодов. Накопление S02 в пло­дах происходит с различной скоростью в зависимости от вида, сорта и состояния зрелости плодов, концентрации S02 в окружа­ющем воздухе, температуры последнего. Жесткие плоды насы­щаются газом медленнее, чем мягкие. При повышении темпера­туры диффузия сернистого газа в плоды соответственно повы­шается. В рационально устроенных сульфитационных камерах пользуются для сжигания серы выносными печами, поставлен­ными вне камеры, соединенными с ней особым каналом, или же применяют специальные печи с искусственным нагнетанием необ­ходимого для горения серы воздуха. Из этих печей сернистый газ направляют в камеру.

Упрощение работы при окуривании достигается при исполь­зовании переносных сульфитационных камер вместо стационар­ных. Они представляют собой брезентовые полотнища, пропи­танные газонепроницаемым составом. Этими полотнищами за­крывают штабеля ящиков с яблоками (и др. фруктами), подле­жащими окуриванию. После окончания окуривания полотнища снимают и используют их для обработки следующей партии пло­дов.

На некоторых предприятиях применяют способ окуривания баллонным газом плодов, засыпанных в емкие подземные резервуары. Последние служат в качестве камер для окуривания и в качестве хранилищ для тех же плодов в окуренном состоянии.

Метод влажной сульфитации применяют преимущественно в отношении плодов с нежной мякотью. К ним относятся главным образом косточковые плоды (сливы, абрикосы, кизил) и летние ягоды: клубника, малина. Значительные количества яблок так­же заготовляют этим способом. Последний заключается в том, что свежие плоды, подготовленные соответствующим образом (сортировкой, мойкой, очисткой от плодоножек, веток и др.), по­мещают в бочки емкостью до 150 кг и заливают водным раство­ром сернистой кислоты. Количество этого раствора берут с та­ким расчетом, чтобы концентрация сернистого ангидрида состав­ляла от 0,1 до 0,15% к весу плодов и чтобы консервирующий раствор закрывал плоды полностью.

Водный раствор с концентрацией от 4 до 6% S02 может быть получен в готовом виде с химических заводов. Ввиду того что перевозка такого слабого раствора нерентабельна, его гото­вят большей частью на месте. Для приготовления рабочего раствора насыщают холодную воду S02 из баллонов, содержащих жидкий 100% 502, до получения требуемой концентрации. Насыщение ведется на холоду постепенно, по возможности без по­терь газа. При желании получить рабочий раствор более быст­рым способом наливают жидкий Б02 из баллона в воду с помо­щью особого прибора—сульфитометра, дающего возможность отмеривать жидкий S02 в точных объемных количествах. Пос­ледние переводятся по удельному весу жидкого Б02 на весовые количества (удельный вес жидкого S02 равен 1,38 при 20°).

Яблоки, абрикосы и персики заготовляют этим методом в виде половинок или ломтиков. Абрикосы и персики сульфитируют с косточками и без косточек.

Качественные требования к сульфитированным плодам, нор­мы содержания S02 для различных видов сульфитированных фруктов и ягод, весовые соотношения между плодами и рас­твором регламентированы ГОСТами 3661-47 — 3671-47 на сульфитированные фрукты и ягоды.

Согласно существующим в Украине установлениям, для суль­фитации плодов и фруктово-ягодных полуфабрикатов допуска­ется применение, кроме сернистой кислоты, сульфита и бисуль­фита натрия (Na2SO3, NаНSO3), а также бисульфита кальция Ca(HSO3)2 при условии совершенной чистоты этих химикатов. Эти соли необходимо брать для сульфитации плодов или фруктово-ягодных полуфабрикатов с таким расчетом, чтобы общее содержание S02 и количество связанной сернистой кислоты в продукте не превышало норм, предусмотренных в ГОСТах.

В практике некоторых зарубежных стран для сульфитации фруктово-ягодных заготовок применяют препараты пиросульфи­та калия или натрия (K2S2O5 и Na2S2O5), которые имеются в продаже в твердом кристаллическом виде. Их применение дол­жно проводиться на основании точного стехиометрического рас­чета с соблюдением условий, указанных выше для бисульфитов. Недостатком является то, что использование их осложняется не­обходимостью одновременного добавления соляной кислоты для выделения из них S02 в свободном виде.

Перевозка и хранение сульфитированных плодов

При окуривании яблок (и других жестких плодов) в ящиках последние часто используются как тара для хранения и пере­возки окуренных плодов. Крупным недостатком в этом случае является наличие неплотностей, с которыми связано улетучива­ние S02 и потери самого продукта от вытекания сока, выделяю­щегося в результате слеживания размягченных плодов. Ввиду этого необходимо избегать закладки в ящики окуренных плодов для длительного хранения и перевозки. Для этой цели следует затаривать их в герметически укупоренные бочки.

Плоды, консервируемые раствором S02, закладывают обыч­но в бочки емкостью до 200 л} в которых их можно перевозить, а также хранить длительное время. Для устранения потерь от вытекания раствора 802 через щели клеток и от впитывания экстрактивных веществ плодов древесиной бочки покрывают из­нутри тонким слоем парафина или специального защитного лака.

Если кондитерские фабрики, перерабатывающие сульфитированные плоды, расположены в районах заготовок последних, то запас их можно хранить в стационарных резервуарах из дере­ва, железа, бетона и др. материала, снабженных герметически уплотненными крышками, люками и т. п. На внутреннюю по­верхность таких хранилищ должно быть нанесено соответствую­щее кислотоустойчивое покрытие из специальных смолок, эбо­нита, бакелита и др. Перекачку плодов вместе с раствором для подачи их в производство осуществляют при помощи антикор­розийных насосов или иных механических устройств.

Из других способов консервирования свежих плодов и ягод, применяемых в кондитерской промышленности, следует отме­тить главным образом способ заготовки арбузной и дынной корки путем соления. Корку бахчевых культур используют как сырье для производства цукатов. Для этой цели корку специальных сортов арбуза или дыни очищают от наружной кожицы, освобождают от мякоти и нарезают на ломтики. Корку укладывают в бочки и заливают солевым раствором такой концентрации и в таком количестве, чтобы содержание NаСl в корке составляло около 10—12%.

Некоторые фрукты и ягоды (клубнику, вишню, сливу) заго­товляют путем заливки свежих плодов спиртом. Этим способом пользуются при заготовке фруктов для высших сортов конфет.

Рецептура, принятая на московской кондитерской фабрике «Ударница» для полуфабрикатов этого типа, составлена сле­дующим образом: 55 весовых частей ягод, 25 весовых частей спирта и 20 весовых частей 70 % -ного сахарного сиропа. Введе­ние сахарного сирота предусмотрено с целью смягчения вкуса этого полуфабриката.

Замораживание свежих плодов также обеспечивает сохран­ность их качества с точки зрения требований кондитерского про­изводства. Однако этот способ дорог для массовых заготовок и неудобен для фабрик, так как он связан с обязательным условием быстрого размораживания плодов и немедленной пе­реработки их после поступления из холодильника.

Методы консервирования свежих плодов ионизирующим из­лучением пока не получили массового распространения.

Краткие сведения о консервировании свежих фруктов и ягод: 1 комментарий

  1. sono un chimico di lunghissima esperienza nelle lavorazione della frutta fresca ed in perticolare delle ciliegie.Ho cercato di sostituire la SO2 nella conservazione delle ciliegie per la successiva lavorazione e produduzione di canditi e per coktail,purtroppo ad oggi i risultati non sono eccellenti.Avete da fornirmi qualche indicazione?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *