Auxiliary materials (confectioner's Guide)

Food colorings

In the confectionery industry for coloring products (candies, chocolates, jelly beans, marmalade-Pastila products, some flour confectionery) used dyes harmless nutritionally.

Confectionery industry mainly uses synthetic (artificial) dyes - amaranth, indigo carmine, naphthol yellow.

Because natural dyes are used (in limited quantities) and carmine safflower. Some other friendly natural dyes (chlorophyll, Malvina, saffron, orleans, juices edible berries -. Cranberries, raspberries, currants, etc.) can be also used for coloring foods, but in the confectionery industry, they do not apply.

For coloring products only three krasiteley- red, yellow, blue. The desired color is obtained by mixing in different ratios of the two (or three) colorants. For green yellow and mix blue dye, an orange - yellow and red dye, and so forth..

Food synthetic dye amaranth (C20H11O10N2S3Na3), Available as a paste, it is obtained by purification of technical acid red dye and C is used for coloring of food red. The molecular weight of 604,27.sk1

Food naftozhelty synthetic dye (C10H4O8N2SNa2), Available as a paste, it is a salt dvunatrovuyu

dinitrosulfo-alfanaftola. It turns out the technical cleaning naphthol dye yellow (pasta) and is used for coloring foods yellow. The molecular weight of 358,10.2

Indigo Synthetic Food Dye - Carmine (C10H8O8N2S2Na2), Available as a paste, is dvunatrovuyu indigo-disulfonic acid salt. It obtained from the sulfonation of indigo and strong sulfuric acid is used for coloring of food blue. The molecular weight of 466,18.3

Table. 102 given specifications for synthetic food dyes.

Preservatives

Preservatives, substances that protect products from damage caused by microbiological processes.

In the confectionery industry preservatives used for fruit and berry preparations (fresh fruit and berries, pulp, puree, etc.).

Health authorities in the USSR allowed two preservative - benzoic acid and sulfurous acid. Salicylic acid and its compounds, formic acid, boric, hydrofluoric acid can also be used as preservatives, but because of their harmful effects on the body in the Soviet Union human use them is prohibited.

Particularly to be allocated preservatives related antibiotic obtained from micro- or macroorganisms. These include penicillin, biomitsin and others. They have a bactericidal effect, causing the death of microorganisms. In the same action the volatile - substance (open Tokin), found in onions, garlic, radish and many other plants.

Byenzoinaya kislota

Byenzoinaya kislota (C6H5COOH) can be used in the preservation of fruit pieces. It has a significant bactericidal effect, especially on yeasts for products with low content of nitrogenous substances and acidic

Specification for synthetic food coloring table. 102

Indicators

Amaranth

VTU / NKPP * 152

Naphthol yellow

VTU / NKPP * 153

Indigo-carmine

VTU / NKPP * 154

AppearanceThe reddish-black paste nerasslaivayuschayasyaLight yellow paste nerasslaivayuschayasyaSinevato-chernaya nerasslaivayushtayasya paste
Solubility in waterSoluble, forming a magenta-red solutionDissolved, forming a yellow solutionSoluble, forming a pure blue solution
The action of a saturated solution of bleachRapid discoloration aqueous dye solutionDiscoloration aqueous dye solution on standingNo discoloration

Act:

ethyl

96% solution of alcohol

Not only dissolves--

Едкого натра 32 ° Вё

Caustic alkali to an aqueous solution (to clearly alkaline)

Dissolves forming a red brown solutionIt does not change the color of the solutionIt changes the color of the solution in chartreuse
Lead acetate (primary)Precipitated dye; Average lead salt does not precipitateIt gives an orange-yellow precipitate-
Amyl alcohol with sodium hydroxideDo not remove the--
Amyl alcohol with HClPartially extractsGreenish extractionOverall, the recovery
amyl alcohol-Do not remove theDo not remove the
Hydrochloric acid concentrated--Green staining
Contents:
Dryness of the paste, at least in%354535
Chemically pure dye in dry matter,% not less458570

Water-insoluble impurities in dry matter, in% max0,50,50,5
Sodium chloride in dry matter, in% max4014,510
Arsenic in dry matter, in% max0,00140,00140,0014
Copper in dry matter, in% max0,00250,00250,0025
lead No

Nesulfitirovannyh

polinatroproduktov

None
Permissible impurity sulfate and sodium carbonate (dry matter), not more14,5Sodium sulfate content with a corresponding decrease of sodium chloride19,5%, and in the absence of sodium chloride 29,5%

reaction, optimally at pH 2,5-3,5. The usual dose is sufficient for canning applesauce and other fruit and berry pieces, about 0,1%. The finished food products, jellies, pastes and other confectionery products (with the proviso that applesauce is included in the formulation along with other komponentami- sugar, molasses, etc...) - No more than 0,07% benzoic acid.

If benzoic acid with food falls into the body in small doses, it has no adverse effect, since it is not delayed. It reacts with a common amino acid - glycine - and converted to hippuric acid, which is produced in the kidney and excreted in urine. The reaction proceeds according to the equation

С6Н5SOON SN +2(NN2) = SN SOON2[NH (C6Н5CO)] COOH + H20

Benzoic acid has a molecular weight 122,13, melting point 122,5 °, boiling 250 ° (sublimes above 100 °). Small crystals of white monoklinomernoy system. Solubility in water - 0,30 100 parts in parts of water (cold), when heated dissolves well; in alcohol and ether dissolve well.

Sodium benzoate has good solubility in water - in part 63 100 parts of water. Therefore, when preserving fruit puree, especially with high acidity, prefer not to use benzoic acid and sodium benzoate. Contained in the acidic puree displace the free acids of sodium benzoate in the form of free benzoic acid weaker than acid fruits.

Sodium benzoate may be prepared by mixing the benzoic acid with sodium bicarbonate solution, having a ratio of approximately 122: 84 (or about 10: 7) in accordance with the equation C6Н5SOON + NaNS03 = C6Н5Soon + N2С03.

Benzoic acid can yield compounds and certain derivatives which also possess a preservative effect, sometimes even stronger. These include: benzoic acid esters - ethyl, propyl, etc., parahlorbenzoynaya acid (C.6H4ClSOON). Its sodium salt (C6Н4S1SOONa) is called mikrobin and is stronger than benzoic acid, preservative properties against molds.

sulfurous acid

Sulfurous acid H2SO3 It is widely used as a preservative for the fruit and berry pieces. It has a strong bactericidal effect on yeast and on mold. The usual dose of acid is sufficient for the preservation of apple sauce and other fruit and berry pieces, 0,10-0,12%. For some types of fruits and pieces, this dosage should be increased, for example up to 0,15% -for black currants and apricots, 0,20% - for strawberries, raspberries and cherries.

The sulphurous acid is harmful to the body (at the same doses) than benzoic. It is not derived from the human body and its consumption as accumulated in the body (have a cumulative effect). Consequently, in food allowed its significantly lower dosages than benzoic acid, - no more than 0,002% based on SO2 (No more than 20 mg SO2 1 kg on the finished product). Most of sulfurous acid contained in the semifinished products (fruit and berry harvesting) is destroyed by thermal processing (cooking, drying).

Sulfurous acid is formed by dissolving sulfur dioxide in water: SO2+ N2O → Н2Total sq3 (Table. 103).

Table 103 Solubility S02 in water at atmospheric pressure

Temperature in ° COne volume of water dissolves in gasTemperature in ° COne volume of water dissolves in gas
079,7891350,849
177,2101449,033
274,6911547,276
372,2301645,578
469,7801743,91
567,4851842,39
665,2001940,78
762,9732039,37
860,8052137,98
958,6972236,59
1056,6472335,30
1154,6552433,94
1252,7232532,76

Sulfur dioxide (SO2), The molecular weight of 64,07-colorless gas, the temperature of the boiling-10 °. In liquid form, the proportion of 1,46.

* For the preservation of fruit pieces are used usually 3-6% -s' water solutions of sulphurous acid. The concentration of sulfurous acid in the solution can be determined not only chemically but also via hydrometer - specific weight (Table 104.).

The sulphurous acid canned foods has not only purely bactericidal (the microflora), and in the chemical action. Sulfur dioxide has regenerative properties, oxidized to sulfur trioxide:

SO2+О —► SO3.

The use of sulfurous acid as a preservative favors the preservation of the color of canned product during.

The proportion of the solution SO2 при 15 ° СThe content of SO2 % in solutionThe proportion of the solution SO2 при 15 ° СThe content of SO2 % in solution
1,00280,51,02484,5
1,00561,01,02755,0
1,00851,51,03025,5
1,01132,01,03286,0
1,01412,51,03586,5
1,01683,01,03777,0
1,01943,51,04017,5
1,02214,0

Storage (darkening occurs due to oxidative processes) and its addition gives bleaching of the product. In addition, in sulphonated products, thanks to the reducing effect of sulfuric acid, ascorbic acid (vitamin C) is well preserved (not oxidized); However, the vitamin B1 (thiamin) in the presence of sulfuric acid is less stable and more rapidly destroyed. As a result of the reducing effect of sulfuric acid in the canned product, it is partly oxidized to sulfuric anhydride (converted to sulfuric acid). Therefore, as well as due to the partial volatilization of sulfurous anhydride in sulphonated products, when they are stored, the total amount of sulfuric acid gradually decreases. In addition to the total amount of sulfuric acid, the product distinguishes between free and bound sulfuric acid (in sum they give the total amount of sulfuric acid). Associated is that sulfuric acid, which enters into the compounds with some substances of the preserved product, mainly with monosaccharides - glucose, fructose. The greater the proportion of sulfuric acid is in the form of bound, the lower the bactericidal action of the preservative (at the same concentrations of total sulfuric acid).

Sulphurous anhydride is usually produced by burning sulfur. It is stored in metal (cast-iron) cylinders, where it is in a liquid state under pressure. Sulfuric acid solution is obtained by passing a sulphurous gas from the cylinder (which is formed when the reducer is opened-lowering the pressure to atmospheric pressure) through rubber hoses in a water bottle or in drums. On a sulfitometer mounted on a cylinder with sulfurous anhydride, measure (by volume of liquid ESD) and discharge through the hose the amount of sulfur dioxide that is required to obtain the desired concentration in the bottles or barrels of a solution of sulfuric acid.

Under standard sulfur dioxide coming for food preservation, must be sufficiently clean and free from impurities "especially arsenic,

Talc

Ground talc is in the confectionery industry use as an auxiliary material in the formulation of candies and jelly beans. Talc is not wetted by water, adding it reduces friction (slip increases) products - jelly beans, caramel - and sticking caramel mass and products.

Talc is a mineral-approaching in chemical composition to the formula 4SiO2 • ЗМgО • Н2O. Talc is usually included as the main component in the rock, talc, which is subjected to grinding and getting trade ground talc. Talcites deposits occur in different areas, the largest - in the Ural (Miass), Armenia, Republic of Karelia.

Talc has a kind of scaly shale aggregates with a distinct foliose cleavage. It can be white, greenish or yellowish color.

In the production of talc, depending on the degree of purity (impurities), the starting material (talcites) and a method for processing prepared talc four marks: A, B, and medical. Confectionery is talc grade A high purity, it has the additional labeling of "food." Talc A brand must have a guaranteed high whiteness: I grade - white for at least 80% (compared with white barite plate), II grade-at least 70%.

The basic properties of talc following. In conventional calcination it loses a little weight, no more than b-8%, its melting temperature - about 1200 °. Humidity of ground talc (grade A) - no more than 0,5%. Very little soluble in acids and alkalis. According to the standard I sort of talc grade A after calcination and treatment with hydrochloric acid should give a residue (in% to take) at least 87% (this figure is not standardized for grade II).

The proportion of talc 2,7-2,8. Specific heat (for 0-100 ° temperature) 0,21. Thermal conductivity low.

For confectionery manufacture talc must be finely milled: I sort of sieve number 75 should not give more than 5% residue, II grade on a sieve № 90 - no more than 2% of the residue.

Talc usually contains some impurities:. Iron (in the form of oxides to 6-8%), manganese, nickel, calcium (CaO 1% less), etc. The talc grade A content of these impurities are very small, not specified by the standard. Important for the confectionery industry is the lack of arsenic impurity in talc: standard no more than 0,0014%.

Paraffin

Paraffin in the confectionery industry is widely used as an auxiliary material. He is an essential part of the "gloss" for panning of confectionary products. Paraffin often contain and lubricants (for example, cans, into which is poured the mass of candy, caramel for forming machines) used to eliminate sticking caramel mass. Paraffin wax is used for waxing paper that goes to the wrapping and packaging of confectionery products.

Paraffin is a mixture of the Cathedral of saturated hydrocarbons methane series of the general formula CnН2n + 2. Paraffin is produced from heavy oil fractions (paraffin oil), as well as of the products obtained in the dry distillation of lignite, oil shale, from coal and peat tar. Confectionery is further refined paraffin.

The food (peeled), paraffin is a colorless or white, more or less transparent mass, hard, brittle (when cold), slightly oily to the touch, odorless and tasteless. The melting point of paraffin 49-60 °. Specific gravity (at 15 °) 0,907-0,915.

Paraffin is readily soluble in ether, chloroform, benzene, petroleum ether, carbon disulfide and mineral oils and can be easily mixed (liquid heated state) with vegetable oils, molten wax and m. P. Paraffin is not soluble in water.

As a saturated hydrocarbon wax is very resistant to chemical agents, does not oxidize, it does not go rancid. Acids, alkalis, oxidizers no effect on paraffin.

Wax

Beeswax is used in the confectionery industry as an auxiliary material. He is an essential part of the "gloss" for panning and confections often found in lubricants, such as boilers and basins, in which the mass is filled with caramel, caramel and molding machines; these lubricants are applied in order to eliminate the sticking of the caramel mass.

Wax has a complex structure, it consists of: esters of acids (palmitic, and cerotic melissic) and monoalcohols (ceryl and myricyl); number of wax esters in about 70-75%; saturated hydrocarbons present in an amount 12-15%; free acids - at about 15%.

Wax is a solid body with a grainy fracture, often white or yellow in color with a distinctive, slaboaromaticheskim smell. When heated it first melts, then becomes viscous and ignited (at 242-250 °), luminous flame burns.

Wax dissolved in ether, gasoline, benzene, acetone, amyl alcohol and other solvents for fats. The molten (hot) mixed state (mutually soluble) with vegetable oils, fats and waxes. The wax is insoluble in cold water and alcohol.

Physico-chemical parameters of wax

Density 0,960-0,970
The refractive index (at 75 °)1,4398—1,4451
Melting temperature 62,5—70,0°
congelation point60,5—64,0°
Acid number 18,0-22,0
saponification number88,0-99,0
Iodine number 7,8-11,0
Number Reichert-Meysslya0,34-0,54

Due to the low iodine number of beeswax is resistant to chemical changes, oxidation, it does not go rancid.

Wax obtained peretaplivaya honeycomb with water (crude wax). For cleaning and whitening whitening solar wax used its handling molten wax or adsorbents (e.g., animal charcoal). Svezheotbelenny colored wax in air yellowing over time.

Furthermore beeswax, waxes and other known origin. They consist of a high molecular weight esters of fatty acids and high-molecular monohydric alcohols.

Some waxes may find application in the confectionery industry, for the same purposes as the beeswax, and as well as components for the preparation of food coatings (for chocolate pieces for covering foil, cellophane, etc.).

By the vegetable wax include carnauba wax (collected from palm fronds Crypha cerifera L., growing in South America). The main component of it - alcohol and ether myricyl cerotic acid. It melts at 83-86 °, solidifies at 80-81 °. Soluble in alcohol (boiling) and ether. Palm wax that covers the trunk of the palm (Seroxylon ondiso1a). It melts at 102-105 °. Soluble in alcohol and ether.

Of the waxes of animal origin special significance for confectionery manufacture has spermaceti. It is obtained from marine species, whale sperm whale, whose head in the upper part contains fat. After removal from the sperm whale oil is subjected to rendering, then during cooling is separated from the liquid fraction has - sperm oil and solid - spermaceti. Spermaceti purified by subjecting the solution treated with a weak alkali.

The composition includes spermaceti esters of fatty acids (palmitic, lauric, myristic, stearic, etc.), Mostly-palmitin-cetyl ether.

Spermaceti looks solid, almost transparent, with a unique pearly gloss and low odor. His constant:

Density 0,945-0,960
Melting temperature44-45 °
congelation point42—44,5°
Acid number 0,09-0,77
saponification number 324,8-136,3
Iodine number3,8—9,3

Spermaceti as practice shows drazheynogo production is a valuable component of the "gloss" going to pelleting.

REFERENCES

Kozin, NI, prof., Chemistry and Commodity edible fats, Gostorgizdat, 1949.

Confectionery Technology, ed. prof. AL Rapoport, Part I, Pishchepromizdat, 1951.

Add a comment

Your e-mail will not be published. Required fields are marked *

Вспомогательные материалы (Справочник кондитера)

Пищевые красители

В кондитерской промышленности для окрашивания изделий (карамели, конфет, драже, мармеладно-пастильных изделий, неко­торых мучных кондитерских изделий) применяются красители, без­вредные в пищевом отношении.

Кондитерская промышленность пользуется преимущественно синтетическими (искусственными) красителями — амарантом, ин­диго-кармином, нафтол-желтым.

Из естественных красителей используются (в ограниченных ко­личествах) кармин и сафлор. Некоторые другие безвредные естест­венные красители (хлорофилл, мальвин, шафран, орлеан, соки съедобных ягод — клюквы, малины, смородины и др.) могут быть тоже использованы для подкрашивания пищевых продуктов, одна­ко в кондитерском производстве они не применяются.

Для окрашивания изделия достаточно трех красителей— крас­ного, желтого, синего. Нужный цвет получается смешиванием в тех или иных соотношениях двух (или трех) красителей. Для получения зеленого цвета следует смешивать желтый и синий краситель, оранжевого — желтый и красный краситель и т. д.

Пищевой синтетический краситель амарант (C20H11O10N2S3Na3), выпускаемый в виде пасты, получается очисткой технического кра­сителя кислотный красный С и применяется для подкрашивания пищевых продуктов в красный цвет. Молекулярный вес 604,27.ск1

Пищевой синтетический краситель нафтожелтый (C10H4O8N2SNa2), выпускаемый в виде пасты, представляет собой двунатровую соль

динитросульфо-альфанафтола. Получается очисткой технического красителя нафтол-желтый (паста) и применяется для подкра­шивания пищевых продуктов в желтый цвет. Молекулярный вес 358,10.2

Пищевой синтетический краситель индиго — кармин (C10H8O8N2S2Na2), выпускаемый в виде пасты, представляет двунатровую соль инди­го-дисульфокислоты. Получается из индиго сульфированием креп­кой серной кислотой и применяется, для подкрашивания пищевых продуктов в синий цвет. Молекулярный вес 466,18.3

В табл. 102 приведены технические условия на синтетические пищевые красители.

Консерванты

Консерванты—вещества, предохраняющие продукты от порчи, вызываемой микробиологическими процессами.

В кондитерской промышленности консерванты применяются для фруктово-ягодных заготовок (свежих фруктов и ягод, пуль­пы, пюре и др.).

Органами здравоохранения в СССР разрешены два консерван­та — бензойная и сернистая кислоты. Салициловая кислота и ее соединения, муравьиная, борная, фтористоводородная кислоты так­же могут применяться как консерванты, но вследствие их вредного действия на организм человека в Советском Союзе употребление их запрещено.

Особо должны быть выделены консервирующие средства, отно­сящиеся к антибиотикам, получаемым из микро- или макроорга­низмов. К ним относятся пенициллин, биомицин и др. Они облада­ют бактерицидным действием, вызывая гибель микроорганизмов. Таким же действием обладают фитонциды — вещества (открытые Токиным), встречающиеся в луке, чесноке, редьке и многих других растениях.

Бензойная кислота

Бензойная кислота (С6H5СООН) может быть использована при консервировании фруктово-ягодных заготовок. Она оказывает зна­чительное бактерицидное действие, особенно на дрожжи, в про­дуктах с малым содержанием азотистых веществ и с кислой

Технические условия на синтетические пищевые красители Таблица. 102

Показатели

Амарант

ВТУ/ НКПП*152

Нафтол-желтый

ВТУ/НКПП *153

Индиго-кармин

ВТУ/НКПП *154

Внешний ВИДКрасновато-черная нерасслаивающаяся пастаСветло-желтая нерасслаивающаяся пастаСиневато-черная нерасслаивающаяся паста
Растворимость в водеРастворяется, образуя фуксино-красный растворРастворяется, образуя раствор желтого цветаРастворяется, образуя раствор чисто синего цвета
Действие насыщенного раствора хлорной известиБыстрое обесцвечива­ние водного раствора красителяОбесцвечивание водно­го раствора красителя при стоянииНет обесцвечивания

Действие:

Этилового

96%-ного спирта

Мало растворяет

Едкого натра 32°Вё

Едких щелочей на вод­ные растворы (до ясно щелочной реакции)

Растворяет, образуя ко­ричнево-красный растворНе меняет цвета раство­раМеняет цвет раство­ра в зеленовато-жел­тый
Уксуснокислого свинца (основного)Осаждает краситель; средняя соль свинца не осаждаетДает оранжево-желтый осадок
Амилового спирта с ед­ким натромНе извлекает
Амилового спирта с со­ляной кислотойЧастично извлекаетЗеленоватое извлечениеПолное извлечение
Амилового спиртаНе извлекаетНе извлекает
Соляной кислоты кон­центрированнойЗеленое окрашива­ние
Содержание:   
Сухого остатка в пасте,не менее в %354535
Химически чистого кра­сителя в сухом остатке, не менее в %458570

Не растворимых в воде примесей в сухом остат­ке, не более в %0,50,50,5
Хлористого натрия в су­хом остатке, не более в %4014,510
Мышьяка в сухом ос­татке, не более в %0,00140,00140,0014
Меди в сухом остатке, не более в %0,00250,00250,0025
Свинца Отсутствует 

Несульфитированных

полинатропродуктов

 Отсутствуют 
Допускается примесь сернокислого и углекис­лого натрия (на сухое ве­щество), не более14,5Сернокислого натрия при соответствующем уменьшении содержания хлористого натрия19,5%, а при отсут­ствии хлористого нат­рия 29,5%

реакцией, оптимально—при pH 2,5—3,5. Обычная доза, достаточ­ная для консервирования яблочного пюре и других фруктово-ягод­ных заготовок, около 0,1%. В готовых пищевых продуктах—мар­меладе, пастиле и др. кондитерских изделиях (при условии, что яблочное пюре входит в рецептуру наряду с другими компонента­ми— сахаром, патокой и др.) — допускается не более 0,07% бен­зойной кислоты.

Если бензойная кислота попадает вместе с пищей в организм человека в небольших дозах, она не оказывает вредного действия, так как не задерживается в нем. Она вступает в реакцию с одной из распространенных аминокислот — гликоколем — и превращается в гиппуровую кислоту, которая образуется в почках и выводится из организма с мочой. Реакция идет по уравнению

С6Н5СООН + СН2(NН2)СООН = СН2[NН(С6Н5СО)]COOH + Н20

Бензойная кислота имеет молекулярный вес 122,13, температу­ру плавления 122,5°, температуру кипения 250° (возгоняется выше 100°). Небольшие кристаллы моноклиномерной системы белого цвета. Растворимость в воде — 0,30 частей в 100 частях воды (на холоду), при нагревании растворяется хорошо; в спирте и эфире растворяется хорошо.

Натриевая соль бензойной кислоты отличается хорошей раство­римостью в воде — 63 части в 100 частях воды. Поэтому при консервировании фруктового пюре, особенно с высокой кислот­ностью, предпочитают употреблять не бензойную кислоту, а бензоат натрия. Содержащиеся в кислом пюре свободные кислоты вытес­няют из бензоата натрия в свободном виде бензойную кислоту, бо­лее слабую, чем кислота плодов.

Бензойнокислый натрий можно получать, смешивая бензойную кислоту с раствором бикарбоната натрия, взяв их примерно в со­отношении 122 : 84 (или около 10 : 7) в соответствии с уравнением  С6Н5СООН + NаНС03 = С6Н5СООNа + Н2С03.

Бензойная кислота может давать некоторые соединения и про­изводные, которые тоже обладают консервирующим действием, иногда даже более сильным. К ним относятся: эфиры бензойной кислоты — этиловый, пропиловый и др., парахлорбензойная кисло­та (С6H4ClСООН). Ее натриевая соль (С6Н4С1СОONa) носит название микробин и имеет более сильные, чем бензойная кислота, консервирующие свойства против плесеней.

Сернистая кислота

Сернистая кислота Н2SO3 широко применяется как консервант для фруктово-ягодных заготовок. Она обладает сильным бактери­цидным действием как на дрожжи, так и на плесени. Обычная доза кислоты, достаточная для консервирования яблочного пюре и других фруктово-ягодных заготовок, 0,10—0,12%. Для некоторых видов плодов и заготовок эта дозировка должна быть повышена, например до 0,15% —для черной смородины и абрикосов, 0,20% — для земляники, малины и черешни.

Сернистая кислота вреднее для организма (в тех же дозировках), чем бензойная. Она не выводится из организма человека и по мере ее потребления накапливается в организме (имеет куму­лятивное действие). Вследствие этого в пищевых продуктах в разрешаются значительно меньшие дозировки ее, чем бензойной кислоты,— не более 0,002% в пересчете на SO2 (не более 20 мг SO2 на 1 кг готового продукта). Большая часть сернистой кислоты, со­держащейся в полуфабрикате (фруктово-ягодной заготовке) разру­шается при термической переработке (варке, сушке).

Сернистая кислота образуется при растворении в воде серни­стого ангидрида: SO22O → Н23 (табл. 103).

Таблица 103   Растворимость S02 в воде при атмосферном давлении

Температура в °СОдин объем воды растворяет объемов газаТемпература в °СОдин объем воды растворяет объемов газа
079,7891350,849
177,2101449,033
274,6911547,276
372,2301645,578
469,7801743,91
567,4851842,39
665,2001940,78
762,9732039,37
860,8052137,98
958,6972236,59
1056,6472335,30
1154,6552433,94
1252,7232532,76

Сернистый ангидрид (SO2), молекулярный вес 64,07—бесцвет­ный газ, температура кипения—10°. В жидком виде удельный вес 1,46.

*Для консервирования фруктовых заготовок применяются обыч­но 3—6%-ные водные растворы сернистой кислоты. Концентрацию сернистой кислоты в растворе можно определить не только хими­чески, но и с помощью ареометра — по удельному весу (табл. 104).

Сернистая кислота в консервируемых продуктах оказывает не только чисто бактерицидное (на микрофлору), во и химическое действие. Сернистый ангидрид обладает восстанавливающими свойствами, окисляясь в серный ангидрид:

SO2+О —► SO3.

Применение сернистой кислоты в качестве консерванта благо­приятствует сохранению цвета консервированного продукта во время. 

Удельный вес раствора SO2 при 15°ССодержание SO2 в растворе в %Удельный вес раствора SO2 при 15°ССодержание SO2 в растворе в %
1,00280,51,02484,5
1,00561,01,02755,0
1,00851,51,03025,5
1,01132,01,03286,0
1,01412,51,03586,5
1,01683,01,03777,0
1,01943,51,04017,5
1,02214,0  

хранения (потемнение происходит вследствие окислительных процессов) и ее добавление дает отбеливание продукта. Кроме то­го, в сульфитированных продуктах, благодаря восстанавливающе­му действию сернистой кислоты, хорошо сохраняется (не окисляет­ся) аскорбиновая кислота (витамин С); однако витамин В1 (тиа­мин) в присутствии сернистой кислоты менее стоек и быстрее раз­рушается. В результате восстанавливающего действия сернистой кислоты в консервированном продукте она частично окисляется в серный ангидрид (переходит в серную кислоту). Поэтому, а также вследствие частичного улетучивания сернистого ангидрида в суль­фитированных продуктах при их хранении общее количество сер­нистой кислоты постепенно уменьшается. Кроме общего количества сернистой кислоты, в продукте различают количество свободной и связанной сернистой кислоты (в сумме они дают общее количество сернистой кислоты). Связанной называется та сернистая кислота, которая входит в соединения с некоторыми веществами консерви­руемого продукта, главным образом с моносахаридами — глюко­зой, фруктозой. Чем большая доля сернистой кислоты находится в виде связанной, тем ниже бактерицидное действие консерванта (при тех же концентрациях общей сернистой кислоты).

Сернистый ангидрид получают обыкновенно путем сжигания серы. Его хранят в металлических (чугунных) баллонах, где он на­ходится в жидком состоянии под давлением. Раствор сернистой кислоты получают, пропуская из баллона сернистый газ (образую­щийся при открывании редуктора —снижении давления до атмо­сферного) по резиновым шлангам в бутыли с водой или в бочки. По сульфитометру, установленному на баллоне с сернистым ангид­ридом, отмеривают (по объему жидкого ЭСЬ) и выпускают по шлангу такое количество сернистого ангидрида, которое требуется для получения в бутылях или бочках раствора сернистой кислоты требуемой концентрации.

По стандарту сернистый ангидрид, идущий для консервирова­ния пищевых продуктов, должен быть достаточно чистым и свобод­ным от посторонних примесей» особенно мышьяка,

Тальк

Молотый тальк находит в кондитерском производстве приме­нение как вспомогательный материал при выработке карамели и драже. Тальк не смачивается водой, его добавление уменьшает трение (повышается скольжение) изделий — драже, карамели — и прилипание карамельной массы и изделий.

Тальк—минерал, приближающийся по химическому составу к формуле 4SiO2 • ЗМgО • Н2О. Тальк обычно входит как основной компонент в горную породу—талькит, которую и подвергают раз­молу, получая товарный молотый тальк. Месторождения талькита встречаются в разных районах, наиболее крупные — на Ура­ле (Миасс), в Армении, Карелии.

Тальк имеет вид чешуйчатых сланцевых агрегатов с ясно вы­раженной листоватой спайностью. Может иметь белый, зеленова­тый или желтоватый цвет.

При производстве талька в зависимости от степени чистоты (количество примесей), исходного материала (талькита) и способа переработки получают тальк четырех марок: А, Б, В и медицинский. Для кондитерского производства идет тальк марки А особой чи­стоты, он имеет дополнительную маркировку «пищевой». Тальк марки А должен иметь гарантированную высокую белизну: I сор­та — белизна не менее 80% (по сравнению с белизной баритовой пластинки), II сорта—не менее 70%.

Основные свойства талька следующие. При обычном прокали­вании он теряет в весе мало, не более б—8%, температура его плавления — около 1200°. Влажность талька молотого (марки А) — не более 0,5%. Очень мало растворяется в кислотах и щелочах. По стандарту I сорт талька марки А после прокаливания и обра­ботки соляной кислотой должен давать остаток (в % к взятому) не менее 87% (для II сорта этот показатель не нормируется).

Удельный вес талька 2,7—2,8. Удельная теплота (для темпера­туры 0—100°) 0,21. Теплопроводность малая.

Для кондитерского производства тальк должен быть тонко размолот: I сорт на сите № 75 не должен давать более 5% остатка, II сорт на сите № 90 — не более 2% остатка.

Тальк обычно содержит некоторые примеси: железо (в виде окислов до 6—8%), марганец, никель, кальций (менее 1% СаО) и др. В тальке марки А содержание этих примесей очень невелико, по стандарту не нормируется. Важное значение для кондитерской промышленности имеет отсутствие примеси мышьяка в тальке: по стандарту допускается не более 0,0014%.

Парафин

Парафин в кондитерском производстве довольно широко при­меняется как вспомогательный материал. Он входит непремен­ным компонентом в состав «глянца» для дражирования кондитер­ских изделий. Парафин часто содержат и смазки (например, для тазов, в которые наливается карамельная масса, для карамельных формующих машин), применяемые с целью устранения прилипания карамельной массы. Парафин применяется для парафинирования бумаги, идущей на завертку и упаковку кондитерских изделий.

Парафин представляет собор смесь предельных углеводородов ряда метана с общей формулой СnН2n +2. Парафин добывают из тяжелой фракции нефти (парафинистого мазута), а также из про­дуктов, получающихся при сухой перегонке бурого угля, горючих сланцев, из каменноугольного и торфяного дегтя. Для кондитер­ского производства идет дополнительно очищенный парафин.

Пищевой (очищенный) парафин представляет собой бесцветную или белую, более или менее прозрачную массу, твердую, хрупкую (в холодном состоянии), слегка жирную на ощупь, без вкуса и запаха. Температура плавления парафина 49—60°. Удельный вес (при 15°) 0,907—0,915.

Парафин хорошо растворяется в эфире, хлороформе, бензоле, петролейном эфире, сероуглероде и минеральных маслах и легко смешивается (в жидком, нагретом состоянии) с растительными мас­лами, расплавленным воском и т. п. Парафин не растворим в воде.

Как предельный углеводород парафин очень устойчив к хими­ческим реагентам, не окисляется, не прогоркает. Кислоты, щелочи, окислители не оказывают действия на парафин.

Воск

Воск пчелиный применяется в кондитерском производстве как вспомогательный материал. Он входит непременным компонентом в состав «глянца» для дражирования кондитерских изделий и ча­сто содержится в смазках, например, для котлов и тазов, в которые наливается карамельная масса, и для карамельных формующих машин; смазки эти применяются с целью устранения прилипания карамельной массы.

Воск имеет сложный состав, в него входят: сложные эфиры кислот (пальмитиновой, церотиновой и мелиссиновой) и одноатом­ных спиртов (церилового и мирицилового); количество сложных эфиров в воске около 70—75%; предельные углеводороды находят­ся в количестве 12—15%; свободные кислоты — в количестве око­ло 15%.

Воск представляет собой твердое тело с зернистым изломом, белого или чаще желтого цвета со своеобразным, слабоароматиче­ским запахом. При нагревании он сначала плавится, затем делает­ся вязким и воспламеняется (при 242—250°), горит светящимся пламенем.

Воск растворяется в эфире, бензине, бензоле, ацетоне, амило­вом спирте и других растворителях для жиров. В расплавленном (нагретом) состоянии смешивается (взаимно растворяется) с рас­тительными маслами, жирами и парафином. Воск не растворим в воде и холодном спирте.

Физико-химические показатели воска

Плотность    0,960-0,970
Коэффициент преломления (при 75°)1,4398—1,4451
Температура плавления    62,5—70,0°
Температура застывания60,5—64,0°
Кислотное число   18,0-22,0
Число омыления88,0-99,0
Йодное число           7,8-11,0
Число Рейхерта-Мейссля0,34-0,54

Вследствие низкого йодного числа воск устойчив к химическим изменениям, к окислению, он не прогоркает.

Воск получают, перетапливая соты с водой (сырой воск). Для очистки и отбеливания воска применяют солнечное отбеливание его или обработку расплавленного воска адсорбентами (например, жи­вотным углем). Свежеотбеленный воск не окрашен, на воздухе че­рез некоторое время желтеет.

Кроме пчелиного, известны воски и другого происхождения. Они состоят из сложных эфиров высокомолекулярных жирных кис­лот и одноатомных высокомолекулярных спиртов.

Некоторые воски могут найти применение в кондитерском про­изводстве для тех же целей, что и пчелиный воск, а также и в качестве компонентов для приготовления пищевых лаков (для шо­коладных фигур, для покрытия фольги, целлофана и др.).

К растительным воскам относятся карнаубский воск (собираемый с листьев пальмы Crypha cerifera L., растущей в Южной Америке). Главная составная часть его — эфир мирицилового спирта и церотиновой кислоты. Плавится при 83—86°, за­стывает при 80—81°. Растворим в спирте (кипящем) и эфире. Пальмовый воск, который покрывает ствол пальмы (Сеroxylon оndiсо1а). Плавится при 102—105°. Растворим в спирте и эфире.

Из восков животного происхождения особое зна­чение для кондитерского производства имеет спермацет. Его получают из разновидности морских китов-кашалотов, у которых в верхней части головы содержится жир. После извлечения из ка­шалота жир подвергают вытапливанию, затем при охлаждении от­деляют от него жидкую фракцию — спермацетовое масло и твер­дую — спермацет. Спермацет очищают, подвергая обработке сла­бым раствором щелочи.

В состав спермацета входят сложные эфиры жирных кислот (пальмитиновой, лауриновой, миристиновой, стеариновой и др.), главным образом—пальмитино-цетиловый эфир.

Спермацет имеет вид твердого тела, почти прозрачного, со своеобразным перламутровым блеском и слабым запахом. Его константы:

Плотность         0,945-0,960
Температура плавления44-45°
Температура застывания42—44,5°
Кислотное число   0,09-0,77
Число омыления    324,8-136,3
Йодное число3,8—9,3

Спермацет как показывает практика дражейного производст­ва, является ценным компонентом «глянца», идущего для дражирования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Козин Н. И., проф., Химия и товароведение пищевых жиров, Госторгиздат, 1949.

Технология кондитерского производства, под ред. проф. А. Л. Рапопорта, часть I, Пищепромиздат, 1951.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *